Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

       РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

  Современное развитие российского государства и общества ставит серьезные задачи в вопросе воспитания нового поколения. В настоящее время существует социальный заказ государства на воспитание здорового, мужественного, смелого, инициативного человека, с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов. Постоянные изменения военно-политической обстановки в мире, попытки дестабилизации общества особенно остро ставят вопрос патриотического воспитания. История нашей страны говорит о том, что чем больше внимания уделяется патриотическому воспитанию, укреплению Вооружённых Сил, тем крепче страна. Данное направление насчитывает многовековую историю. Можно выделить основные исторические этапы на каждом из которых стояли свои задачи и определенное содержание, свои методы и формы. В период Древней Руси патриотическое воспитание осуществлялось с раннего возраста с целью воспитания будущих дружинников, которые являлись основной военной силой и советниками князя. Звание дружинника в Древней Руси было наследственным. Поэтому в дружинных семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе воинства. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси» [1,13]. Во времена феодальной раздробленности и монголо-татарского ига зародившаяся система подготовки к службе распалась. В XV-XVII вв. шел процесс формирования русской нации на основе территориальной целостности, экономической сплоченности русского народа, развития национального языка и общей культуры. Это определило особенность становления регулярной армии Русского государства как армии национальной, являвшейся мощным орудием внутренней и внешней политики в руках утверждавшейся самодержавной власти. Идеологическими основами русской национальной армии были патриотизм, самодержавие и православная религия. Но русское войско не имело устойчивых форм организации и не отвечало данным требованиям. Ко второй половине XVI в. патриотизм приобретает конкретные политические очертания, становится синонимом служения великому князю, а затем — царю. Особенно ярко это проявилось при Иване Грозном, когда измена правителю стала расцениваться как измена Отечеству. Особенностью патриотизма периода Смутного времени стало сопоставление отечества не с конкретным монархом, а с монархическим способом организации жизни страны. Участие каждого человека в жизни страны расценивалось с точки зрения его пользы государству. Патриотическая деятельность заключалась в совместных действиях общества, направленных на восстановление монархии. В период правления Петра I патриотическому воспитанию придается системность и целенаправленность на основе лозунга «Бог, Царь и Отечество», это позволило в короткий срок развернуть многочисленные вооруженные силы, состоящие из личного состава с высокими морально-боевыми качествами. Патриотизм становится российской государственной идеологией. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, — обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...» [3, 26]. В 1732 году в России был впервые основан кадетский корпус для шляхетских детей от 13 до 18 лет. Они выпускали в течение почти двухсот лет многие тысячи физически и нравственно здоровых, воспитанных и хорошо образованных военных и гражданских специалистов-патриотов на благо нашего Отечества. В 1918 году в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты и были возрождены уже в наше время, в 1991 г. Система, сложившаяся в период правления Екатерины 2 проявилась в Отечественной войне 1812, а так же Крымской войне, когда, несмотря на то, что флот и вооружение армии были технически отсталыми, солдаты показали высокие моральные качества и храбро сражались. В это время создается уникальная система воинского воспитания и обучения, имевшая большое влияние на становление военно-патриотического воспитания будущих защитников Отечества. Её основателями считаются П. А. Румянцев и А. В. Суворов. Румянцев П. А. выделял две стороны в воспитании: моральную и физическую, которая включала и военное обучение. Ему принадлежит идея выхода войск в летние лагеря для учебы, а также прикрепление к молодым солдатам старослужащих для обучения и воспитания. Работа Суворова А. В. в области воспитания и обучения войск продолжалась всю его жизнь и в итоге суворовская система была отражена в его книге «Науку побеждать» (1795 г.). Основные идеи А. В. Суворова об обучении и воспитании нашли воплощение в деятельности его ближайшего ученика и последователя — фельдмаршала М. И. Кутузова и с особой силой проявились в Отечественной войне 1812 г. Так же, как и Суворов он считал, что послушание и дисциплина основывается не на наказании, а на сознательном отношении к делу защиты Отечества. М. И. Кутузов был убежден, что именно моральный дух войск — это та сила, которая движет людьми, определяет исход битв и сражений [4, 79]. В дореволюционный период система патриотического воспитания строилась в соответствии с «Программой обучения военному делу в начальных училищах» и «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе». Ведущее место в системе допризывной подготовки молодежи к военной службе в Российской империи в дореволюционный период отводилось школе. В сентябре 1911 года введено «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе». В соответствии с этим положением ее основными целями являлись: укрепление в подрастающем поколении веры в бога, беззаветной любви к государю и Отечеству, добрых нравственных правил и уважения к законности и порядку; ознакомление будущих воинов с боевыми традициями русской армии и воинской дисциплины; обучение военному строю и физическое развитие; привитие с юных лет духовных и физических качеств, необходимых воину во время боевых действий. Особое значение в развитии патриотического воспитания имеет Советский период. С изменением времени и власти менялись и цели воспитания. Так, сразу после крушения Российской империи, основными направлениями были пропаганда революционных традиций, дружбы пролетариатов всех стран; в военный период — воспитание ненависти к врагу, сознание правоты ратного дела, уверенность в победе, боевая стойкость; в послевоенный период — повышение политической сознательности. Но во все эти периоды главной целью оставалось воспитание сознательного защитника социалистического Отечества и готовность граждан к его защите. В советский период одним из важнейших инструментов массовой военно-физической подготовки населения был комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденный 11 марта 1931 года. Цель данного комплекса — повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения. Основное содержание комплекса было ориентировано на качественную физическую подготовку сотен миллионов людей. Благодаря ГТО миллионы советских людей получили навыки маршевой, лыжной, стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий. Это помогло им в период войны в минимальные сроки овладеть военным делом, стать снайперами, разведчиками, танкистами, летчиками. Большую работу по патриотическому воспитанию в советское время проводили пионерские и комсомольские организации, организации ДОСААФ, образовательные учреждения. Основные цели и направления работы пионерских организаций — воспитание гражданина и патриота. Она привлекала многих детей возможностями участия в досуге по интересам, неформальном общении в домах пионеров и школьников, имела патриотическую направленность и проводилась с непосредственным участием комсомольской организации. Долг комсомола был — готовить молодежь к защите социалистической Родины, воспитывать самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага. Наиболее ярким примером патриотического воспитания в СССР была деятельность организаций Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и военно-учебных заведений — Суворовских и Нахимовских военных училищ, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в учебно-образовательном процессе с военной подготовкой к службе в вооруженных силах. В период 80–90 х годов вследствие развала СССР произошло резкое снижение патриотической работы, государство выпало из этой системы, и эта деятельность продолжалась лишь благодаря собственной инициативе еще существующих военных клубов, общественных организаций и офицеров, вернувшихся из Афганистана. Данный период привел к развалу системы патриотического воспитания и лишь в начале 2000 гг., в связи со сменой власти, государство осознало важность и необходимость данного направления и стало принимать меры по его возрождению. Основным документом, определяющим цели и задачи патриотического воспитания в стране сегодня, является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ № 1493 от 30.12.2015 г. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Сегодня в достижении целей патриотического воспитания участвуют: государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации. В современной ситуации развития России, особенно важно возрождение духовности, воспитание молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству. Это понимает и государство, и общество. Необходимо создание системы патриотического воспитания, а это невозможно без изучения и применения исторического опыта.